Оформить тюнинг. Или нет?
В России 1 февраля вступили в действие поправки к техническому регламенту «О безопасности колёсных транспортных средств» — они уточнили порядок внесения изменений в конструкцию автомобилей. Автовладельцы испугались, что тюнинг и модернизации теперь сильно усложнятся, но оказалось, что речь идёт совсем не об этом.
Стоп, новые поправки?! Опять?
На самом деле, не такие уж и новые. Этот пакет поправок был принят ещё в апреле 2019 года, когда увидело свет постановление Правительства № 413, которое корректировало не только техрегламент Таможенного союза, но и ГОСТ 33670 о методах проведения испытаний транспортных средств. Изменения частично должны были вступить в силу 1 июля 2019 года, а частично — 1 июля 2020 года, но потом из-за пандемии дату перенесли на 1 февраля 2021 года. И теперь всё работает по новым правилам, которые так напугали любителей тюнинга.
Чего именно все испугались?
Обновлённый документ требует получить заключение специальной лаборатории или испытательного центра для внесения изменений в конструкцию транспортных средств. Причём не любых центров или лабораторий, а только аккредитованных. Одновременно эти организации должны будут внести информацию об изменениях в специальный электронный реестр, который ведёт Федеральная служба по аккредитации. Либо запретить модернизацию (если она не соответствует требованиям безопасности), что сделает невозможной регистрацию автомобиля в ГИБДД.
Такая процедура должна касаться любых изменений, которые выходят за рамки заводских опций.
Автовладельцы посчитали, что новые правила усложнят процедуру легализации изменений, а услуги аккредитованных лабораторий окажутся слишком дорогими. В итоге новых проблем боятся даже те, кто хотел установить на автомобиль дополнительный багажник, лебёдку, газобаллонное оборудование или простейший фаркоп.
И что, любые переделки теперь действительно незаконны?
На самом деле, ничего страшного или нового не случилось, а сама по себе процедура легализации переделок не изменилась: ГИБДД и раньше требовала проведения специальных испытаний и получения документа о безопасности модернизированного автомобиля. И сделать такой документ в «левой» организации тоже было невозможно. Ну или почти невозможно. Ключевое отличие нынешних правил — в том самом электронном реестре, который хранит записи об изменениях. И если раньше автовладелец получал только бумажный документ, то теперь — вечную запись в базе данных.
Это хорошо или плохо?
Скорее, хорошо, потому что электронную запись невозможно потерять. Но есть и более важная причина: законность переделки можно будет подтвердить в любой момент, например, при изменении собственника. Кроме того, если выдавшая бумажный документ лаборатория со временем исчезнет, то подтвердить правомерность такого документа будет некому, и это может обернуться реальной проблемой. Известно немало случаев, когда в ходе камеральных проверок в ГИБДД полицейские запрашивали информацию о разрешениях на переделки и, не получив ответов, просто аннулировали учёт изменённых машин.
Что грозит за незаконное переоборудование?
Незаконные изменения транспортного средства попадают под статью 12.5 КОАП, которая предусматривает штраф в размере 500 рублей за управление переоборудованным автомобилем. А если речь идёт о нестандартных световых приборах или незаконных цветографических схемах, то водителя лишат прав на срок от шести месяцев до полутора лет, в зависимости от конкретного нарушения.
В любом случае эксплуатацию машины запретят, а владельцу выдадут предписание вернуть всё в первозданный вид. Если требование не будет исполнено, машину принудительно снимут с учёта. Наконец, к тем, кто намеренно игнорирует требования сотрудников ГИБДД, могут применить административный арест.
Получается, что теперь даже фаркоп самому не поставить?
Всё не так плохо. Как и прежде, закон позволяет любые изменения, разрешённые изготовителем транспортного средства — то есть такие, которые не затрагивают конструкцию. Это значит, что можно поставить багажник или рейлинги на предусмотренные для этого места и прикрепить фаркоп, если конструкция машины позволяет это. Кажется странным, но некоторые автомобили в России сертифицируют без возможности использования тягово-сцепного устройства, и этот момент нужно отдельно уточнять у производителя. Если это ваш вариант, то поставить фаркоп получится только после процедуры внесения изменений в конструкцию, и в этом смысле ничего нового не произошло.
Стоить иметь в виду, что само устройство тоже должно иметь сертификат соответствия и подходить для конкретной модели автомобиля. А вот за газовым оборудованием в любом случае придётся идти только в специализированный сервис, который обеспечит и всю документальную поддержку — иначе автомобиль не поставят на учёт в ГИБДД. Единственный автомобиль, которому это не требуется, — тольяттинская Lada Vesta CNG на метане. Подробнее об установке ГБО мы писали в статье Учебника.
https://mag.auto.ru/article/tuningrussiareglament/ АвтоРу Журнал